К психологу Кризисного центра обратилась мама шестилетнего мальчика. «Максим очень медлительный, ему трудно отвлечься от занятия, даже когда нужно пойти поесть», - поделилась Оксана – «Его постоянно приходится подгонять, когда мы собираемся на прогулку. Он как будто меня не слышит, из-за чего я нервничаю и злюсь. Как изменить ситуацию? Почему мой ребёнок такой медленный?»
На вопрос встревоженной мамы ответит психолог отделения психологической помощи женщинам и детям Анастасия Букина.
«Дело в том, что у каждого человека преобладает определенный тип темперамента, который определяет уровень подвижности нервной системы. Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость и то, как он отреагирует на ситуацию. Выделяется четыре типа: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик.
Дети-холерики энергичные, шумные, активные. Их речь громкая, быстрая. Движения резкие, энергичные. Настроение холериков быстро меняется. Таких ребят легко заметить в компании сверстников. Они будут стремиться руководить, командовать, устанавливать правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику криком, гневом.
Дети-сангвиники активные, жизнерадостные, веселые. Двигаются резво, активно. Темп речи быстрый, бодрый. Настроение меняется часто, одни игры или занятия часто сменяются другими. Эмоции также меняются быстро: в течении короткого времени легко может перейти от слез к смеху. Характер у сангвиников, как правило, легкий. Они общительные, открытые, поэтому друзей у них много. Быстро схватывают новое, многим интересуются, имеют большой кругозор и массу увлечений.
ети-флегматики медленные, неспешные. Эмоциональное настроение у них всегда ровное. Не сразу идут на контакт, сначала присматриваются к людям. Обычно друзей у них немного. Говорят ровно, неторопливо. Спокойно относятся к критике, всегда имеют свое мнение. Если что-то решили – так и сделают. Могут долго заниматься делом, требующим сосредоточенности. Увлечения не поверхностны, если их что-то интересует – в этой теме будут разбираться досконально. Охотно выполняют порученные задания.
Дети-меланхолики кажутся робкими, тихими, пугливыми детьми. Они часто находятся в задумчивом, грустном настроении. Их голос почти неслышен, движения угловатые, робкие. К новым знакомствам относятся настороженно, нужно достаточно времени, чтобы ребенок адаптировался в новом коллективе, подружился с кем-то. Но при этом это очень нежные, ранимые, чувствительные, преданные дети.
В процессе воспитания важно учитывать характерные черты ребенка, чтобы позволить ему чувствовать себя комфортно при развитии способностей и получении образовательных навыков. Помните ребёнок не «копается вам назло», у него просто другой ритм жизни.