Все чаще мы получаем вопросы от родителей: как вести себя со школьниками для сохранения и укрепления детско-родительских отношений.
«Моему сыну 8 лет. Он спокойный и развитый мальчик. В нашей семье тёплые, доверительные отношения, мы много времени проводим вместе. Но сын не делает уроки сам, мне приходится сидеть рядом, контролировать и помогать ему, сидеть рядом, контролировать. Он может заплакать, если долго что-то не получается. Мне становится трудно контролировать свои эмоции, часто портится настроение. Как мне вести себя с сыном, чтобы он научился выполнять задания самостоятельно?»
На вопрос мамы второклашки отвечает психолог филиала «Надежда».
Часто родители жалуются на то, что ребёнку «ничего не надо», он забросил школу и уроки, махнув на всё рукой. В этом случае уроки с ним делать бесполезно, сначала надо разобраться с мотивацией. В зависимости от причин, решения могут лежать в самых разных сферах – от визита к врачу до смены школы или формы обучения.
Помощь подействует только тогда, когда будет кому помогать. Если главный работник спит, а вы таскаете кирпичи – это не помощь. В некоторых случаях проблема кроется в нас.
Если ребёнок спокойно, без катастрофы, учится в своём темпе (три-четыре с минусом), а мы насильно тащим его к звёздам – может быть стоит пересмотреть свои желания. Помогать ребёнку с уроками – это не значит делать за него, а именно помочь справиться самостоятельно.
Делая уроки вместе с ребёнком, главное – сохранить его желание учиться до конца процесса, а вам – сохранить спокойствие, мудрость и доброту.
Подбадривайте ребёнка, если что-то не получилось с первого раза, или если он сомневается в своих силах. Обязательно откройте секрет: многое из того, что вы сейчас сами делаете с лёгкостью, когда-то потребовало от вас много стараний.
Некоторые родители сидят с ребёнком за уроками просто по инерции или из-за собственного перфекционизма. Проверьте, что будет, ели дать ребенку больше самостоятельности. Большинство детей побарахтаются и выплывут.
Не менее важно признать и понять свои чувства. Наши основные отрицательные эмоции, связанные с учёбой ребёнка: стыд за него («Как так, мой – и хуже других!»); родительское чувство вины («Я что-то не так делаю..»); страх за будущее («Пропадёт, ничего не добьётся!»). Их надо осознать и чувствовать в свободное время, а не когда вы делаете уроки вместе. Если стыд, страх и вина зашкаливают, попробуйте: поиграть с ребёнком в те ситуации, когда его слабых мест не видно, попросить его помощи в том, что он умеет делать хорошо, вспомнить о его сильных сторонах, разрядить обстановку – поговорить о чём-то хорошем или нейтральном, выпить чаю с печеньем.